Все люди разные, и каждый человек неповторим и бес­ценен для общества. Мы наконец-то начинаем усваи­вать эту простую истину. Об этом свидетельствует начатая в обществе перестройка экономики на со­циальные нужды.

В целях повышения благосостояния народа предусмат­ривается резко увеличить объемы строительства жилья, ввести большое число школ, детских садов, ма­газинов, поликлиник, больниц и других объектов обслу­живания населения. Архитекторам и строителям пред­стоит изменить облик наших городов и сел, создать в них полноценную жилую среду, в которой будут обеспе­чены условия для всестороннего развития личности. Но грандиозные программы жилищно-гражданского строительства, планы развития жилой застройки горо­дов и сел рассчитаны в основном на среднестатисти­ческого человека. В них почти не отводится места для большого числа полноправных граждан, которые в силу различных обстоятельств лишены возможности само­стоятельно передвигаться (без специальных средств или чьей-либо помощи). Все эти люди, частично или пол­ностью парализованные, лишенные ног, частично или полностью потерявшие зрение, относятся к категории инвалидов. По самым скромным оценкам сегодня в нашей стране их общая численность превышает 7 мил­лионов человек, или по одному на каждые 50 жителей. Среди инвалидов много творчески одаренных личнос­тей, много людей, желающих активно работать. Это не только дало бы им возможность обеспечивать собст­венное содержание, но и вносить посильный вклад в развитие общества.

Однако мы об этих людях почти ничего не знаем. Зачас­тую большинство из нас даже не подозревают об их существовании, не говоря уже об уровне этого сущест­вования.

Для того чтобы хоть как-то обслужить самого себя, инвалиду нужно передвигаться по квартире, иметь воз­можность выйти на улицу, посетить магазин, аптеку, поликлинику. Но даже если инвалиду повезло и он приобрел кресло-коляску, что его ждет? Через узкие двери квартир и лифтов кресло-коляску можно пронести только в разобранном состоянии, по частям. У выхода из дома, у входа в любое учреждение - непреодолимые для инвалида ступени. Непроходимы для них и пеше­ходные переходы через проезжую часть улиц. Правда, в последнее время новые подземные перехо­ды изредка снабжают пандусами. Но расстояния между такими переходами измеряются километрами, а специального общественного транспорта для пере­возки инвалидов нет. Преодолеть же многочисленные дорожные барьеры на пути к переходу человеку в

кресле-коляске не под силу. Даже сравнительно неболь­шой город Саки Крымской области, где находится специализированный санаторий для спинальных больных и куда съезжаются инвалиды из разных уголков нашей страны, не приспособлен для передвижения на креслах-колясках. Все это свидетельствует о том, что наши города, улицы, площади, здания - новые и старые - не приспо­соблены для большой части нашего общества, создают для инвалидов условия искусственной изоляции. Эта изоляция усиливается за счет создания крупных специализированных домов-интернатов для инвалидов, специальных жилых домов и жилищно-производственных комплексов. Условия жизни инвалидов в таких домах и комплексах вне привычной среды и в отрыве от общества здоровых людей не компенсируют тех финансовых и материальных затрат, которые несет го­сударство на их сооружение и организацию обслужи­вания.

Инвалиды должны жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми благами, чувствовать себя полноправными членами общества. Особое внимание должно быть уделено физической и моральной реабилитации инвалидов, предоставлению им возможностей для продуктивного труда, учебы, творчества, занятий спортом. Мы должны добиться такого положения, когда инвалид на кресле-коляске сможет без посторонней помощи проехать по улицам, дорогам, паркам и скверам наших городов. Нужно сделать доступными для него все без исключения здания и помещения предприятий торговли, бытового обслуживания и питания, учреждений здраво­охранения и социального обеспечения, кинотеатров и концертных залов, театров и библиотек. Очень важно, чтобы инвалиды могли посещать учебные заведения, спортивные залы и сооружения. При строительстве новых станций метрополитена следует также устраивать специальные пандусы, эска­латоры или индивидуальные подъемники для доставки инвалида к поезду и для подъема его на улицу. Чтобы предоставить возможность инвалидам посещать другие города, отдыхать в санаториях и на курортах, необходимо оборудовать в гостиницах, лечебно-ку­рортных учреждениях специально приспособленные комнаты.

Решение этих проблем в городе не требует колоссаль­ных затрат. Устройство специальных тротуаров, наземных пешеходных переходов, удобных въездов в жилые дома и общественные здания обходится не намного дороже того, что принято в практике строи­тельства. Для того чтобы обеспечить инвалиду возможность передвигаться в кресле-коляске без посторонней помощи, зачастую необходимо несколько большее, чем обычно, пространство. При этом мы не только создаем условия для нормальной жизни инвалидов, но и в целом повышаем уровень комфорта жилой среды. Ведь и для здорового человека, везущего грудного ребенка в прогулочной коляске, в наших городах ничуть не менее препятствий и сложностей. Кроме всего прочего, вопрос создания таких условий следует рассматривать не только и даже не столько с позиций гуманизма, сколько в плане реализации полного равноправия всех граждан страны, гарантиро­ванного Конституцией СССР. Предлагаемый альбом показывает, как простейшими способами можно решить многие проблемы не только во вновь застраиваемых районах городов, но и при реконструкции или модернизации жилой застройки и отдельных ее объектов. Материалы альбома разработа­ны на основе передовых зарубежных и отечественных образцов, предложений и пожеланий многих инвали­дов. При подготовке альбома отдано предпочтение универсальным приемам и решениям, которые способ­ствуют реабилитации инвалидов, их самостоятельному передвижению, работе, учебе, спортивным занятиям. Материалы альбома представлены в лаконичной и доступной форме рисунков, чертежей и схем с мини­мальным количеством пояснений. Основное внимание уделено средствам, обеспечиваю­щим инвалиду возможность выхода из дома, в котором он проживает, и посещения различных мест общест­венного обслуживания населения. В первую очередь это относится к пандусам при входах в здания и пере­ходам через проезжую часть улиц. Пандусы рекомен­дуется устраивать, как правило, в дополнение к лестни­цам и сопровождать их. В тех случаях, когда это невоз­можно, используются откидные или съемные пандусы в виде рам из прочных материалов с направляющими каналами для колес. Для подъема и спуска инвалидов предлагаются различные индивидуальные подъемники, которые могут с успехом применяться также на стан­циях метрополитена и при железнодорожных плат­формах.

Любая лестница без поручней представляет собой серьезное препятствие не только для тех, кто пол­ностью или частично потерял зрение, но и для передви­гающихся на костылях, для многих людей преклонного возраста. Поэтому важно, чтобы поручни на лестницах были удобными и прочными. Такие поручни станут надежной опорой и для людей с нарушениями коорди­нации движений. И вообще прочность и надежность ограждений, различных поручней и дверных ручек будет служить гарантией безопасности для всех людей, включая инвалидов.

Человеку, потерявшему зрение, достаточно трудно ориентироваться на улице, в подъезде. Если такой человек попадает в незнакомую ему обстановку, то любое, самое незначительное с нашей точки зрения, препятствие может представлять для него серьезную опасность. Поэтому, чтобы информировать слепого человека о находящихся на его пути барьерах, можно

использовать специальные дорожные плиты с преду­предительным рельефом. Ярко окрашенные плиты с прочным эластичным покрытием, расположенные при подходе к лестничному маршу, тоже помогут плохо видящему или слепому человеку вовремя подготовиться к подъему или спуску.

Серьезную проблему для инвалидов представляют передвижение по улицам и современные транспортные средства. В ближайшие годы в наших городах появятся специальные автобусы и троллейбусы, которые смогут перевозить пассажиров на креслах-колясках. Поэтому /же сегодня нужно изыскивать возможность для устройства специально оборудованных площадок. Сегодня отдельные инвалиды, способные передвигать­ся без посторонней помощи, пользуются приспособлен­ными легковыми автомобилями. Устройство открытых и закрытых стоянок для таких автомобилей не требует дополнительных средств по сравнению с обычными стоянками. Они могут размещаться около жилых домов, магазинов, кинотеатров, больниц - то есть везде, где есть необходимость и возможность устрой­ства таких стоянок. Предполагается, что на каждые десять мест на таких стоянках может быть предусмот­рено одно место для инвалидного автомобиля. Не­сколько большие размеры такого места позволят инвалиду подъехать к своему автомобилю на кресле-коляске.

Основная часть жилищно-бытовых функций человека реализуется в жилище. А для многих инвалидов, ли­шенных возможности самостоятельно передвигаться по улице, квартира зачастую становится единственной средой обитания. Но даже здесь для замкнутого в четырех стенах человека не всегда есть условия для нормальной жизни. Например, для того чтобы попасть в любую комнату или выйти из нее, нужно преодолеть порог, а даже небольшие дверные порожки при узких дверях становятся серьезным препятствием для кресла-коляски.

Если инвалид остался дома один, что вполне естествен­но, - ведь все здоровые члены семьи, как правило, или работают, или учатся - для него каждый вопрос вы­растает порой в трудноразрешимую проблему. Взять хотя бы туалетную комнату. В узкой кабине уборной невозможно развернуть кресло-коляску, а перейти с нее на унитаз инвалид без ног может только с риском получить травму. Поэтому помочь инвалиду в узкой уборной стандартных размеров могут специальные поручни, которые будут удобны и для людей преклонно­го возраста.

Значительно лучше чувствует себя инвалид в более просторном совмещенном санитарном узле. Но и здесь обойтись без поручней достаточно сложно. Конструк­ция таких поручней может быть стационарной, откид­ной или поворотной в зависимости от характера инва­лидности и физических возможностей инвалида. Во многих случаях в уборных и ванных комнатах могут применяться прикрепленные к потолку штанги или трапеции, с помощью которых инвалиду легче переме­щаться. Если помещение санитарного узла достаточно просторно, то к потолку может быть прикреплена штанга со скользящей по ней подвеской. Она позволит инвалиду передвигаться без кресла-коляски и без посторонней помощи пользоваться ванной. Хорошо продуманное, удобное оборудование санитар­ного узла в квартире во многом улучшит бытовые условия инвалида, облегчит проживающим с ним членам семьи уход за ним.

Большого внимания в квартире, где живет инвалид, требует оснащение кухни и обеденного места. Пользо­ваться кухонной плитой, мойкой, основными посудны­ми и хозяйственными шкафами человеку, сидящему в кресле-коляске, должно быть легко и удобно. При этом нужно иметь в виду, что в квартире, где живет слепой человек, навесные шкафы в кухне нужно располагать таким образом, чтобы они не стали причиной травмы. В таких случаях, чтобы обеспечить удобный фронт работ за кухонным оборудованием, глубина навесных шкафов должна быть не более 30 см. Желательно за обеденным столом инвалиду выделить постоянное место в зоне, которая меньше всего мешает другим членам семьи и организована так, чтобы инвалид имел возможность принять посильное участие в сервировке стола и его уборке, что влияет на поддержание здорового психологического климата в семье.

В целом квартира, в которой проживает инвалид (с семьей или один), требует тщательно продуманной организации всех без исключения помещений. Только в этом случае инвалид не будет себя чувствовать обузой. Если исходить из того, что инвалиды могут посещать своих родственников, друзей и знакомых, проживаю­щих в других жилых районах города и даже в различ­ных городах страны, то нужно стремиться к тому, чтобы все жилые дома и квартиры были доступны для людей, передвигающихся в креслах-колясках, Претво­рение в жизнь этого положения повсеместно в настоя­щее время представляется достаточно сложным и до­рогим. Поэтому первым этапом его реализации могут служить оборудование пандусов при входах в подъез­ды домов, установка лифтов соответствующих габари­тов, увеличение размеров прихожих в квартирах с удобно расположенными дверными проемами, доста­точно глубокими балконами и лоджиями. И если в су­ществующих домах для производства таких работ необходимы время и средства, то разработка проектов новых домов, соответствующих потребностям инвали­дов, если и приведет к незначительному удорожанию жилищного строительства, будет окупаться повыше­нием общего уровня комфорта проживания населения. Отношение к инвалиду в обществе во многом зависит от того, насколько часто инвалид появляется в общест­венных местах. Сегодня еще слово "инвалид" ассоци­ируется у большинства с определением "больной". У большинства людей складывается представление об инвалидах, как о пациентах больниц, клиник, которым требуется постоянный уход и противопоказано любое движение. В нашу задачу не входит анализ причин зарождения и устойчивости такого представления, в значительной степени исключающего действительное положение.

Речь идет о том, что в общественном сознании инвали­ды должны занять достойное место. Для этого нужно сделать так, чтобы те из них, чьи физические возмож­ности позволяют им передвигаться самостоятельно, активно участвовали в общественной жизни. Появление инвалида на кресле-коляске в магазине или школе, на стадионе или в государственном учреждении может и должно стать обыденным и привычным, если при проектировании и строительстве всех без исключе­ния общественных зданий и сооружений будут учиты­ваться потребности этой категории населения. В основ­ном для выполнения этого условия достаточно лишь устроить несколько более широкие проходы, коридоры и двери, пандусы при входе и лифты с просторными кабинами. В отдельных случаях для удобства обслужи­вания инвалидов требуется специальная мебель, соот­ветствующая габаритам инвалидного кресла-коляски. Важное место в жизни физически активного инвалида занимает спорт, а проведение спортивных соревнова­ний среди инвалидов требует организации специаль­ных залов и помещений, плавательных бассейнов и площадок на стадионах. Развитие и совершенствова­ние различных видов инвалидного спорта характерны сегодня для многих стран мира. Слепые и безногие люди с упоением и азартом, нисколько не меньшим, чем у профессиональных спортсменов, соревнуются в быстроте, ловкости, силе. То удовольствие, которое получают эти люди, несоизмеримо с материальными и финансовыми затратами на обустройство спортивных сооружений. Эти затраты можно рассматривать как кредит, который будет возмещаться за счет укрепления здоровья людей и улучшения морально-психологичес­кого климата общества.

Автор и издательство выражают надежду, что предла­гаемый альбом поможет местным Советам народных депутатов, органам социального обеспечения населе­ния и другим заинтересованным организациям в содружестве с архитекторами активно включиться в работу по созданию на всей территории страны усло­вий для нормальной жизнедеятельности инвалидов. Правовой основой для такой работы служит утвержден­ная Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР "Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах обще­ственных зданий, планировки и застройки населенных мест", полный текст которой приведен в конце альбома.

Большую консультативную и практическую помощь при подготовке материалов альбома оказали Т.Кар, А.Элламаа, Р.Вырно, К.Коппел, Л.Вийрас и М.Айтсам. Граждане и организации, которые посчитают нужным внести предложения о дополнении альбома, могут их направить по адресу: 200005 Таллинн, бульвар Лени­на, 8, ГПИ "Эстонпроект".


 

Назад