| |
| |
| |
|
Процессуальные вопросы
Вопрос 1: К подведомственности какого суда - суда общей юрисдикции или арбитражного - относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления?
Ответ: Из п.1 ст. 29 АПК РФ и п.3 ст. 191 АПК РФ следует, что дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственны арбитражным судам лишь в случае, если федеральным законом они прямо отнесены к их компетенции.
Данный вывод подтверждается также положениями п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 года ? 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации", в соответствии с которым к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Федеральным законодательством не предусмотрена норма, которая относила бы рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления в том случае, если заявителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к компетенции арбитражных судов.
Действительно, ст. 52 Федерального закона от 28 августа 1995 года ? 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Однако из содержания данной статьи не следует, что арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании именно нормативных правовых актов органов местного самоуправления, тогда как решения органов местного самоуправления могут носить как нормативный, так и ненормативный характер.
Исходя из изложенного, а также учитывая то, что в настоящее время отсутствует федеральный закон, относящий рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления к подведомственности арбитражных судов, данная категория дел подлежит рассмотрению судами общей юрисдикции независимо от субъекта, обращающегося в суд с указанным требованием.
Вопрос 2: Являются ли дела по искам граждан о признании права собственности на самовольные строения исками имущественного характера, подлежащими оценке, и подсудна ли указанная категория дел мировым судьям?
Ответ: Поскольку в данном случае речь идет о признании права собственности на имущество, которое имеет денежную оценку, то указанные споры носят имущественный характер.
Исходя из этого, в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 23 ГПК РФ, данная категория дел при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральными законом на день подачи заявления, подсудна мировым судьям.
Вопрос 3: Вправе ли прокурор обращаться в суд с заявлением о взыскании коммунальных платежей с граждан в пользу МУП ЖКХ, руководствуясь тем, что указанные требования предъявляются в защиту интересов неопределенного круга лиц?
Ответ: Муниципальное унитарное предприятие Жилищного коммунального хозяйства (МУП ЖКХ) в соответствии со ст.ст. 50, 113, 114 ГК РФ является юридическим лицом (коммерческой организацией), которое исходя из положений ч.1 ст. 48 ГК РФ вправе по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Обращение прокурора в суд с заявлением о взыскании коммунальных платежей с граждан в пользу МУП ЖКХ не относится к делам в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку обращение производится в интересах конкретного юридического лица. Часть 1 ст.45 ГПК РФ не наделяет прокурора правом обращаться в суд в защиту интересов конкретных юридических лиц.
Исходя из изложенного в принятии заявления о взыскании коммунальных платежей в пользу МУП ЖКХ судьей должно быть отказано на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку заявление предъявлено лицом, которому ни ГПК РФ, ни другими федеральными законами такое право не предоставлено.
Вопрос 4: Возможно ли обжаловать по правилам главы 25 ГПК РФ действия (бездействие) должностного лица, отказавшегося вернуть документы, подтверждающие специальное право, ранее изъятые за совершение административного правонарушения в порядке ст. 32.6 КоАП РФ?
Ответ: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает механизма обжалования действий (бездействие) должностного лица, исполнявшего административное наказание и отказавшегося вернуть документы, подтверждающие специальное право.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Это конституционное право воспроизведено в гражданском процессуальном законодательстве, порядок его реализации установлен главой 25 ГПК РФ "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
В силу ч.2 ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Таким образом, действия (бездействие) должностного лица, исполнявшего административное наказание в порядке ст. 32.6 КоАП РФ и отказавшегося вернуть документы, подтверждающие специальное право, подлежат обжалованию по правилам главы 25 ГПК РФ.
Вопрос 5: Должны ли лица, перечисленные в ч.ч. 1 и 3 ст. 376 ГПК РФ, в случае несогласия с определением судьи об отказе в истребовании дела прикладывать к жалобе (представлению), адресованной должностным лицам, указанным в ч.2 ст.383 ГПК РФ, ту же надзорную жалобу(представление)?
Ответ: Поскольку в случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции (ч.5 ст. 381 ГПК РФ), то лицо, несогласное с определением судьи, может не прикладывать к своей повторной жалобе, адресованной должностному лицу суда надзорной инстанции, копию своей надзорной жалобы или представления.
Вопрос 6: Как следует поступить судье (суду) надзорной инстанции, в случае если на стадии рассмотрения (по существу) истребованного дела обнаружилось, что надзорная жалоба (представление) подана после истечения срока, предусмотренного ч.2 ст. 376 ГПК РФ?
Ответ: С учетом того, что ГПК РФ не установил порядок решения указанного вопроса при рассмотрении (по существу) истребованного дела, следует руководствоваться общим правилом в соответствии с требованиями п. 4 ст. 1 ГПК РФ (аналогия закона).
Таким образом, в случае обнаружения пропуска срока, установленного ч.2 ст. 376 ГПК РФ, на этапе рассмотрения истребованного дела судья суда надзорной инстанции должен возвратить без рассмотрения по существу надзорную жалобу (представление) заявителю с указанием причин возврата согласно абз. 5 ст. 380 ГПК РФ.
Если дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, то надзорной инстанции следует оставить его без рассмотрения по существу.
Вопрос 7: Допускается ли поворот исполнения решения суда в случае отмены решения суда по делу о взыскании денежных сумм по требованиям, связанным с перерасчетом пенсии?
Ответ: Частью 3 ст. 445 ГПК РФ установлен перечень дел, по которым в случае отмены решения суда не допускается поворот исполнения решения, если отмененное решение суда не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.
Дела о взыскании денежных сумм по требованиям, связанным с перерасчетом пенсии, в этот перечень не включены.
Вместе с тем суммы пенсии, полученные гражданином на основании впоследствии отмененного решения суда, могут рассматриваться в качестве неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ), и на них распространяется действие п.3 ст. 1109 ГК РФ, согласно которому не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки
.
Принимая во внимание изложенное, в случае отмены решения суда по делу о взыскании денежных сумм по требованиям, связанным с перерасчетом пенсии, допускается отказ в повороте исполнения решения, если отсутствовала недобросовестность со стороны гражданина и счетная ошибка.
Вопрос 8: Каков порядок приостановления и возобновления исполнительного производства, приостановленного в порядке ч.4 ст. 381 ГПК РФ?
Ответ: В соответствии с ч.4 ст. 381 ГПК РФ в случае истребования дела судья надзорной инстанции вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы.
Поскольку по результату рассмотрения надзорной жалобы (представления прокурора) ч.2 ст. 381 ГПК РФ предусмотрено вынесение одного из двух определений - об истребовании дела либо об отказе в истребовании дела, то о приостановлении исполнения решения суда судья надзорной инстанции указывает в определении об истребовании дела.
Согласно ч.4 ст. 440 ГПК РФ приостановленное судом исполнительное производство возобновляется определением того же суда после устранения обстоятельств, повлекших за собой его приостановление.
Аналогичным образом решается вопрос о возобновлении исполнительного производства посредством такого указания в определении судьи надзорной инстанции об отказе в передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что названные определения судьи надзорной инстанции имеют прямое действие и сами по себе являются основанием для приостановления исполнительного производства и возобновления ранее приостановленного исполнительного производства и не нуждаются в подтверждении судом первой инстанции.
| |
| |
|
Архив рассылки | Написать автору | Редактирование подписки |
Купить рекламу | Помощь |
Вниманию автора:
Комплексное продвижение Вашей рассылки на аудиторию "Рассылки@Mail.Ru".
Аудит рассылки и рекомендации по качественному улучшению Вашей рассылки.
Реклама рассылки для роста количества подписчиков.
Каждый новый подписчик от 0,1$.
Подробнее>>>
Отписаться : Нажмите и отправьте это письмо с зарегистрированного у нас адреса markonig@mail.ru