Корифеи и их пророчества

CORYPHAEUSES AND THEIR PROPHECIES

Для просмотра фотографий и документов в увеличенном формате щелкните "мышью" по фото-кнопке

 

Телесюжет о выступлении Президента России Д.А.Медведева на съезде Российского союза ректоров 20 марта 2009 года: Слово "кризис" мы в последнее время произносим очень часто. Но, на мой взгляд, мы не должны прятаться за него.

Помните известную Булгаковскую фразу о разрухе, которая, как известно, обычно не в клозетах, а в головах. Вот и мы не должны сегодня просто говорить о кризисе для оправдания собственной неспособности решить какие-то элементарные проблемы.

 
Фрагмент фильма "Собачье сердце" по одноименной повести Михаила Афанасьевича Булгакова

 

Предсказание будущего из столетнего прошлого: от М.Е.Салтыкова-Щедрина и А.П.Чехова

Об общественных устоях и нравах, и о коррупции...

"Дайте мне казенного воробья, и я прокормлюсь возле него всей семьею..."

Чехов А. П.
Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах
СОЧИНЕНИЯ
том десятый
1898-1903

"КРЫЖОВНИК"
"...Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда -- болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, -- и всё обстоит благополучно. ..."
 

М. САЛТЫКОВ ЩЕДРИН
"ЗА РУБЕЖОМ"
Год: 1880

"... Тем не менее, повторяю, сознание "своего" уже теплилось. И ежели бы обстоятельства сложились благоприятнее, то, несомненно, оно прошло бы и через дальнейшие стадии развития. Но тогдашние времена были те суровые, жестокие времена, когда все, напоминающее о сознательности, представлялось не только нежелательным, но даже более опасным, нежели бедственные перипетии войны. По крайней мере, такого мнения держался тот безыменный сброд, который в то время носил название русского "общества". Благодаря своекорыстному и пустомысленному настроению этого сброда, незаметно потонули первые, робкие проблески сознательного отношения русской мысли к русской действительности. Рядом с величайшей драмой, все содержание которой исчерпывалось словом "смерть", шла позорнейшая комедия пустословия и пустохвальства, которая не только застилала события, но положительно придавала им нестерпимый колорит. Люди, заведомо презренные, лицемеры, глупцы, воры, грабители-пропойцы, проявляли такую нахальную живучесть и так укрепились в своих позициях, что, казалось, вокруг происходит нечто сказочное. Не скорбь слышалась, а какое-то откровенно подлое ликование, прикрываемое рубрикой патриотизма. Никогда пьяный угар не охватывал так всецело провинцию, никогда жажда расхищения не встречала такого явного и безнаказанного удовлетворения. Кости старого Политковского стучали в гробе; младенец Юханцев задумывался над вопросом: ужели я когда-нибудь превзойду? Среди этой нравственной неурядицы, где позабыто было всякое чувство стыда и боязни, где грабитель во всеуслышание именовал себя патриотом, человеку, сколько-нибудь брезгливому, ничего другого не оставалось, как жаться к стороне и направлять все усилия к тому, чтоб заглушить в себе даже робкие порывы самосознательности. Лучше было совсем не знать "своего", нежели на каждом шагу встречаться лицом к лицу с постыднейшими его проявлениями. ..."

 

Еще о том, куда же мы "повернули"...

ИЛЬИНСКИЙ Игорь Владимирович (1901-87), актер, режиссер, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1974). С 1920 в Театре имени Мейерхольда, с 1938 в Малом театре. Среди ролей: Счастливцев ("Лес" А. Н. Островского), Аким ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого). Снимался в фильмах: "Праздник святого Иоргена", "Волга-Волга", "Карнавальная ночь" и других. Ленинская премия (1980), Государственные премии СССР (1941, 1942, 1951).

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 1996 год

Молодым современникам имя Игоря Ильинского мало о чём говорит, а вот для старшего поколения это имя из легенд кинематографа: «Волга-Волга», «Праздник святого Иоргена»...

 

 Ещё в 1975 году - в самый расцвет «застоя», когда ещё «всем было «хорошо», - Игорь Ильинский написал на театральной рекламке почти гамлетовское вопросительное пророчество: «Куда повернём, Амир?»...

 Вот и повернули...

 

 Кстати, кепка из легенды – кепка великого актёра Игоря Ильинского с лейблом "сделано в Швеции" – появилась задолго до «кепки мэра Москвы», но никто о ней не говорил тогда с придыханием и услужливым пиететом.

 

Телевизионный видеосюжет к 150-летию со дня рождения Владимира Гиляровского (2003 год)...
Объем: 1,5 Мб. Общая длительность: 0,5 мин.

Продолжение следует...

См. также рубрики:

Назад на предыдущую страницу

Назад на Главную